Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-навигаторБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№5
август
2016

На Общественном Совете обсудили систему ХАССП

В Смольном 5 августа 2016 года состоялось заседание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. На нем были рассмотрены результаты деятельности Общественного Совета во II квартале 2016 года, а также применение ХАССП малыми и средними предприятиями Санкт-Петербурга.

В работе заседания под председательством Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели, президент Санкт-Петербургского Союза предпринимателей Роман Пастухов, президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович и президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев.

По традиции, участниками заседания стали члены Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, главы районных администраций города, а также руководители профильных комитетов и управлений.

Георгий Полтавченко, открывая заседание, отметил, что для Санкт-Петербурга развитие малого предпринимательства остается приоритетным направлением, так как именно представители малого и среднего бизнеса обеспечивают занятость горожан и обеспечивают налоговые поступления в бюджет.

Губернатор также сообщил, что сегодня в городе работают 415 000 субъектов малого предпринимательства (в прошлом году их было 396 000) и 740 средних предприятий (прирост за год составил 113 ед.). В I полугодии 2016 года малый и средний бизнес обеспечил 13% прироста налогов, уплаченных в бюджет по упрощенной схеме.

Он также рассказал о той работе, которая ведется для поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в 2015 году специалисты Центра развития и поддержки предпринимательства дали предпринимателям более 2 500 консультаций. Продолжается работа по организации бирж поставщиков и субконтрактинга. Региональный интегрированный центр в Санкт-Петербурге продолжает работу по вовлечению петербургского малого и среднего бизнеса в экспортную деятельность с использованием европейской сети поддержки предпринимательства. Создан интернет-портал «Санкт Петербургская экспортная инициатива».

На реализацию специальных программ прямой финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2016 году из бюджета выделены 112 млн руб.

Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса в I полугодии выдал 149 поручительств на общую сумму более 1 млрд руб. Кроме этого, фондом выданы 57 микрозаймов на общую сумму более 72 млн руб.

Георгий Полтавченко сообщил, что 25 июля подписано соглашение о взаимодействии между Правительством Санкт-Петербурга и Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Сотрудничество с корпорацией позволит привлечь дополнительные инструменты поддержки малого бизнеса на федеральном уровне.

Губернатор Санкт-Петербурга предложил Общественному Совету принять участие в работе по приведению городской Программы по развитию предпринимательства в соответствие с принятой недавно Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

Продолжила заседание Елена Церетели. Она познакомила участников с результатами деятельности Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга во II квартале 2016 года:

– За отчетный период более 800 представителей малого и среднего бизнеса получили консультации в городском и 18 районных Общественных Советах. Примерно 92 предпринимателя воспользовались услугами юристов Общественного Совета.

Продолжились консультации предпринимателей специалистами компаний ПАО «Ленэнерго» и АО «ПСК»: за отчетный период их получило 31 предприятие. Причем большинство обращений были решены в пользу бизнеса.

Совместно с Комитетом по государственному заказу, в районных Общественных Советах проведены семинары, посвященные участию субъектов малого и среднего бизнеса в государственном заказе.

В Общественном Совете прошли пять заседаний по запросам отраслевых ассоциаций, входящих в организацию.

Елена Церетели отметила, что отчетный период был результативным, поскольку целый ряд предложений, вошедших в перечень поручений прошлых заседаний Общественного Совета, реализованы:

– Так, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, ПАО «Ленэнерго», АО «ПСК» завершили работу по инвентаризации (мониторингу) электрических мощностей и энергопринимающих устройств объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, с целью фиксации сведений о наличии и величине присоединенной электрической мощности, закрепленной за каждым объектом нежилого фонда. Напомню, что данное поручение было дано губернатором города на заседании Общественного Совета в июне 2014 года.

Внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 8 апреля 2015 года № 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов», увеличивающие срок размещения НТО с трех до пяти лет.

В начале года было принято Постановление Правительства РФ, существенно увеличивающее значение утилизационного сбора в отношении прицепов и самоходной техники. К нам обратились представители отрасли с описанием возникшей проблемы.

Мы, как и многие регионы, направили письмо в Минэкономразвития РФ, и неделю назад получили ответ о выходе Постановления Правительства РФ от 11 мая 2016 года № 401 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Оно предусматривает отмену утилизационного сбора в отношении легких и средних прицепов, а также корректировку ставок сбора в отношении тяжелых прицепов.

С поддержкой Минэкономразвития РФ ожидается принятие положительного решения в части пересмотра размеров утилизационного сбора в отношении самоходной и прицепной техники.

На федеральном уровне также произошли важные события. Правительство РФ приняло Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, а также план мероприятий («дорожную карту») по реализации Стратегии в 2016 и 2017 годах.

Одним из ориентиров Стратегии… является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40 процентов), что будет соответствовать уровню развитых стран.

Приостановлено принятие во втором чтении законопроекта № 876688-6, инициированного депутатом Государственной Думы Галиной Хованской. Проект предусматривает полный запрет на размещение мини-отелей и хостелов в жилых помещениях многоквартирных домов. Безусловно, большую роль в этом сыграла позиция Санкт-Петербурга и личная поддержка его губернатора Георгия Полтавченко.

Несмотря на очевидные успехи, о которых я упомянула, есть и такие проблемы, которые не нашли разрешение. Работа над ними будет продолжена.

В потребительской сфере

1.1.             Законодательному собранию Санкт-Петербурга, Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга предложить:

рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга от 8 апреля 2015 года № 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов», предусматривающих проведение процедуры специализированных торгов для размещения передвижных средств развозной торговли производителей (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции).

1.2.            Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга, Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга предложить:

рассмотреть возможность проведения проверочных мероприятий, направленных на установление исполнения условий договоров на размещение передвижных средств развозной торговли производителей (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции) по действующим договорам в части исполнения предпринимателями требований в отношении функционального использования НТО, соблюдения допустимого ассортиментного перечня, требований к внешнему облику НТО, занимаемой площади НТО и соответствия фактического места размещения НТО разрешенному.

1.3.            Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга предложить:

рассмотреть возможность сохранения, без ограничения предельным сроком – до 31.12.2019 года, существующих временных объектов, не соответствующих предельным параметрам, если проектное архитектурное решение объекта было согласовано Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга до вступления в силу решения об установлении предельных параметров либо до принятия изменений по предельным параметрам НТО и признания таких объектов правомерными без приведения их параметров к действующим.

1.4.            Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга предложить: 

  • рассмотреть возможность дополнения информации, размещаемой на официальном сайте Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, информацией о наличии централизованного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения такого недвижимого имущества, о техническом состоянии объектов недвижимого имущества, планом вторичного объекта недвижимого имущества, фототаблицами, отражающими фактическое состояние объекта недвижимого имущества, а также информацией о правах третьих лиц в отношении объекта недвижимости на дату просмотра перечня;
  • заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона в порядке, предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 8 апреля 2015 года № 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов», в том числе в случае, если действующий договор аренды земельного участка считается заключенным на неопределенный срок;
  • рассмотреть возможность продления договоров на размещение НТО при выполнении только следующих условий – в частности, отсутствия:

- задолженности по продлеваемому договору на размещение НТО, в том числе по неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора на новый срок;

- договоров субаренды.   

Иные основания для отказа в заключении на новый срок договора на размещение НТО исключить.

1.5.            Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга предложить:

1.5.1.      Рассмотреть возможность применения Архитектурно-художественного регламента нестационарных торговых объектов на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 10 января 2014 года № 1 (далее – Архитектурно-художественный регламент) в обязательном порядке только к нестационарным торговым объектам площадью до 50 квадратных метров.

Для нестационарных торговых объектов площадью свыше 50 квадратных метров, наряду с применением Архитектурно-художественного регламента нестационарных торговых объектов, предусмотреть возможность согласования и применения индивидуальных архитектурных проектов;

1.5.2.      Рассмотреть возможность внесения изменений в действующие договоры аренды земельных участков, в действующие договоры на размещение нестационарных торговых объектов, предусматривающие увеличение срока, отведенного на приведение внешнего вида нестационарных торговых объектов в соответствие с требованиями Архитектурно-художественного регламента с одного года до двух лет.

В сфере рекламы и информации

Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга предложить:

рассмотреть возможность ускорения внедрения программно-технического комплекса, позволяющего осуществлять согласование размещения информационных конструкций в электронном формате.

В целях реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года

Предложить членам Общественного Совета ознакомиться со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и направить свои предложения по приведению Государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015–2020 годы в соответствие со Стратегией… в Общественный Совет в срок до 1 сентября 2016 года.                 

                                                                * * *

Вторая часть заседания была посвящена новой системе менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов (система ХАССП) и особенностям ее применения на малых и средних предприятиях Санкт-Петербурга. 

Докладчиками выступили Ирина Сафронова – генеральный директор ООО «Лион-С» и Ростислав Шипицын – директор СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» (СПб ГБУ «ЦККТРУ»).

Как известно, концепция защиты производства продуктов питания появилась в середине прошлого века: когда американские военные лаборатории занимались разработкой безопасной, с точки зрения долгосрочности хранения, пищи, предназначенной для экипажей космических кораблей. Впоследствии из этих нормативов, внедренных в производственную сферу, возникла система ХАССП (от HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points; переводится с английского как «анализ рисков и критические точки контроля»).

Цель внедрения этой системы – снижение конкретных существующих рисков на предприятиях пищевой промышленности. Согласно концепции ХАССП, на разных этапах разработки продуктов имеются так называемые критические контрольные точки: этапы производства, на которых нельзя допускать нарушения, всерьез влияющие на качество готового продукта.

С момента вступления в силу на территории России технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», в соответствии с главой 3 статьи 10, пункт 2, «При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП, изложенных в части 3 настоящей статьи».

Таким образом, внедрение системы ХАССП необходимо во исполнение требований законодательства. В соответствии с ними, все компании, задействованные в цепочке «производства пищевой продукции – заводы по производству и по упаковке продуктов питания – транспортные организации, перевозящие пищевую продукцию, – заведения общепита», должны были внедрить систему ХАССП на своем предприятии не позднее 15 февраля 2015 года.

Как отметила Ирина Сафронова, эти требования распространяются на все предприятия общественного питания, осуществляющие процессы производства (изготовления), хранения, реализации и перевозки продуктов питания: рестораны, пиццерии, закусочные, буфеты, бары, пекарни, пищеблоки различных учреждений и так далее.

– Проверки по внедрению этой системы на предприятиях общественного питания осуществляются в полную силу с прошлого года уполномоченными представителями Роспотребнадзора, прокуратуры, полиции и других проверяющих органов. Предприятиям, не внедрившим данную систему, грозят штрафы до 1 миллиона рублей, – сказала она.

Многие предприятия, к сожалению, даже не слышали об этой системе. Но даже те, кто знает о необходимости внедрения ХАССП, не торопятся ее разрабатывать. Это вызвано не столько нежеланием, сколько очень большими сложностями, связанными с обучением и повышением квалификации персонала, большими дополнительными материальными расходами, а самое главное – с переосмыслением и переработкой в целом системы менеджмента на наших предприятиях.

В нашей компании (ООО «Лион-С») мы уже несколько лет занимаемся внедрением принципов ХАССП. Начали мы их внедрять еще до обязательного ввода – как и сертификацию. Делали это добровольно, с использованием внутрикорпоративных стандартов и с помощью сотрудников Московского технологического университета пищевых производств.

Первую программу пищевой безопасности на основе ХАССП мы разработали перед Сочинской Олимпиадой и опробовали ее там, а пройдя через все проверки Роспотребнадзора, минимум по три в день, поняли, что нужно внедрять эти стандарты и в обычной жизни. Часть этого внедрения у нас прошла успешно, но были вопросы, которые требовали дополнительной помощи и, конечно, финансов.

Следует отметить, что внедрение ХАССП – это огромная работа, в которой в первую очередь должен быть заинтересован руководитель компании; он также должен заинтересовать подчиненных и создать команду, в состав которой войдут специалисты верхнего звена: санврачи (если таковые есть в компании), технологии, инженеры и руководители отделов. То есть создание системы с ориентированием на международный менеджмент.

Необходимо также правильно обучить эту команду (к слову, обучение минимум трех человек стоит около 60 000 рублей) так, чтобы они, в свою очередь, могли обучать и контролировать линейный персонал.

На момент внедрения желательно, чтобы компания уже обладала культурой производства, располагала современными помещениями, оборудованием, инвентарем, новыми технологиями производства.

Нужно понимать также необходимость наличия дополнительных финансовых и кадровых ресурсов, быть готовыми к дополнительным финансовым расходам, связанным иногда просто с уничтожением сырья и продукции, не соответствующих тем или иным требованиям.

Плюс к этому, любая система предполагает наличие и ведение большого количества документации. Это разработка и документирование не только общего процесса производства, но и каждой операции в отдельности (в общепите это приготовление конкретного блюда, а их у нас – более 2 000 наименований), включая молекулярный состав всего входящего сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. А еще – анализ опасных факторов (в том числе физических, химических, биологических), аллергенов и ГМО, пестицидов, гербицидов, гормонов роста, других пищевых добавок.

Кроме того, мы должны оценить, на основании своего опыта и знаний, все риски (допустимые и недопустимые) на каждом этапе производственного процесса и разработать программу предварительных корректирующих мероприятий, направленных на предотвращение этих рисков: то есть определить критические контрольные точки, установить для каждой из них допустимые пределы, системы мониторинга для каждой точки, процедуры проверки и ответственности. (Всего 15 шагов – 78 листов для одного блюда.) В дальнейшем необходимо протоколировать все принимаемые в процессе производства решения.

Но самое главное – это не цель, которую достиг и успокоился: это постоянная работа, которая должна быть направлена на совершенствование технологии производства, оборудования; на научные разработки, проведение постоянного внутреннего и внешнего аудита и так далее.

В 2015 году мы разработали Программу пищевой безопасности на основе принципов ХАССП уже с учетом нашего опыта, знаний и обучения в ООО «Эксперт-Гарант», но представителям Роспотребнадзора она не понравилась. Несмотря на то, что эта программа никем, кроме директора компании, не утверждается и ни с кем не согласовывается, требования к ней предъявляются очень строгие. Мы четыре месяца доказывали свою правоту, но все равно были оштрафованы.

С учетом всего вышеизложенного, я считаю, что внедрение системы ХАССП должно быть обязательным для пищевых производств, но не для предприятий общественного питания, поскольку они, в первую очередь, перерабатывают уже готовую продукцию и обучают у нас поваров котлеты жарить и соблюдать требования СанПиНа. Этого для безопасного производства вполне достаточно.

Возможно, когда у нас станет обязательным обучение, начиная с колледжей общественного питания, принципам ХАССП и когда появятся специалисты по этим вопросам, получившие специальное образование, тогда можно будет говорить о введении в штат производства самостоятельной единицы, исполняющей и контролирующей эти действия.

Или хотя бы должны быть разработаны программы ХАССП (ведь есть у нас научные подразделения, которые занимаются этими вопросами!) для разных типов предприятий общественного питания, которые нужно будет внедрять и исполнять, потому что предприятия общественного питания – очень разные. Большинство из них являются совсем маленькими производствами либо просто пунктами реализации, не имеющими возможности самостоятельно разработать такую программу.

Сейчас наконец-то появилась пошаговая инструкция для ее разработки, но даже по ней далеко не каждый шеф-повар способен выполнить эту работу. Вряд ли маленькие кафешки и пирожковые будут внедрять программу ХАССП, ну что еще один повод для взяток? Возможно, предприниматели пойдут другим путем, потому что у них нет ни лишнего времени, ни дополнительных людей для внедрения этих принципов… В результате все сведется к элементарной покупке липовой документации.

Стоит отметить, что компании, которые откровенно торгуют сертификатами ИСО 22000 и ХАССП, были всегда. Сейчас же для них наступили более прибыльные времена. Стоимость официальной разработки программы варьируется от 150 000 рублей и больше. Но ведь ее соблюдать нужно, а не просто иметь!

Сейчас вводятся все новые и новые требования, основанные на международных стандартах: ХАССП, ЕГАИС, СОУТ, профстандарты и так далее. Все эти требования могут быть удовлетворены только при очень значительных финансовых вложениях. Поверьте: у малого бизнеса на это денег нет! Может, эти стандарты разработаны все-таки не для малого бизнеса? Наверное, до принятия этих законов стоит проводить оценку регулирующего воздействия нормативных правовых актов этих проектов и вначале выставлять эти вопросы на общественное обсуждение. Иначе мы просто лишимся малого бизнеса: все их доходы уйдут на создание документальной базы.

Продолживший выступление Ростислав Шипицын отметил, что статьи 10 и 11 ТР ТС 021/2011 действительно предписывают всем без исключения предприятиям пищевой отрасли (производящим, хранящим, транспортирующим, реализующим продукцию) в обязательном порядке разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП, и документально их оформить. Предпринимателям малого бизнеса в обязательном порядке предстоит внедрение системы ХАССП, хотя законодательство РФ обязало завершить эти работы еще в прошлом году.

Ростислав Шипицын также отметил, что специалисты СПб ГБУ «ЦККТРУ» готовы провести цикл информационно-консультационных семинаров по основным принципам Системы… и стадиям ее разработки на конкретных предприятиях.

Для малого бизнеса разработаны конкретные форматы основных документов ХАССП и варианты решений для различных ситуаций по управлению опасными факторами.

СПб ГБУ «ЦККТРУ» готов оказать методическую помощь по разработке системы ХАССП, провести диагностические аудиты и обучить персонал. Ориентировочная стоимость консалтинговых услуг для микропредприятий с персоналом до 15 человек составляет до 30 000 рублей, а для малых предприятий с количеством персонала до 100 человек – до 60 000 рублей.

Внедрение ХАССП необходимо, поскольку, согласно Федеральному закону № 195-ФЗ, начиная с февраля 2015 года предприятие, работающее вне этой системы контроля, совершает административное правонарушение и подлежит штрафу или временному приостановлению деятельности.    

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, статья 14.43, «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов», за неисполнение требований ТР ТС начисляется штраф в размере до 600 000 рублей. Повторное нарушение в течение года может привести к административному штрафу до 1 миллиона рублей с конфискацией имущества компании.

 

                                                                      * * *            

После всех выступлений Губернатор Санкт-Петербурга ответил на вопросы предпринимателей и дал ряд поручений по предложениям, прозвучавшим на заседании. В частности, будет решен вопрос об автоматическом продлении аренды на пять лет добросовестным арендаторам, не предоставляющим свои помещения в субаренду. Кроме того, создается портал, на котором планируется размещать информацию обо всех городских объектах, сдающихся в аренду.

Георгий Полтавченко также сообщил, что сейчас разрабатывается городская программа по развитию легкой промышленности. Кроме того, предпринимателям будет оказана помощь в организации обучения по разработке программ пищевой безопасности на принципах ХАССП.