Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№8
ноябрь
2016

Новый закон о ККТ - новые проблемы предпринимателей

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Закон предусматривает следующие основные положения:

1.      Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в Федеральной налоговой службе (далее – ФНС) России.

2.      Возможность осуществления всех регистрационных действий с контрольно-кассовой техникой (далее – ККТ) и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.

3.      Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или на электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.

4.      Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками Единого налога на вмененный доход и патента.

5.      Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты, защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.

6.      Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.

7.      Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.

8.      Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.

9.      Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.

10.  Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок

11.  Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок: для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Проведение эксперимента

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 года № 657 «О проведении в 2014-2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и для индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Проводился эксперимент в течение 6 месяцев – с 1 августа 2014 года – в 4 субъектах Российской Федерации: 1) Москве, 2) Московской области, 3) Республике Татарстан и 4) Калужской области.

Эксперимент показал, как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и для индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять контрольно-кассовую технику, в эксперименте приняли участие и те, которые не обязаны применять ККТ: например, работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершился 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – его участников, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2015 года № 543, им было предоставлено право регистрировать контрольно-кассовую технику и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2015 года № 1402 предоставляло участникам эксперимента право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день, к апробируемой технологии подключены 3 500 единиц кассовой техники, пробиты 50 млн чеков на сумму 40 млрд рублей. 

Эксперимент показал, что новая технология, в первую очередь, позволяет добросовестному владельцу ККТ:

1.      Снизить ежегодные расходы на нее.

2.      Получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями и лучше контролировать свой бизнес.

3.      Иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган.

4.      Применять в составе контрольно-кассовой техники современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты.

5.      Избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает формирование соответствующей среды доверия.

6.      Работать в условиях честной конкурентной бизнес-среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.

Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:

– получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;

– самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

Механизм реализации закона

Если деятельность предпринимателя связана с наличными денежными расчетами (или с использованием платежных карт) при продаже товаров, выполнении работ или при оказании услуг, то нужно приобрести и зарегистрировать контрольно-кассовую технику в налоговой инспекции.

Модель рекомендуется выбрать из Государственного реестра контрольно-кассовой техники с учетом специфики деятельности.

Источник: ФНС РФ

Реестр контрольно-кассовой техники и Реестр фискальных накопителей подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет. Актуальные реестры контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей размещены на официальном сайте ФНС России по адресу: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/.

Организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в их составе ККТ до 1 июля 2018 года.

Следует заметить, что в статье 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» приведен перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых возможно освобождение от использования ККТ.

Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники определен в статье 4.2 вышеуказанного закона.

Заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и (или) заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета подается организацией либо индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники. Датой подачи заявления в электронной форме считается день его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники.

Налоговые органы отказывают пользователю в регистрации или перерегистрации ККТ в случае представления им в соответствующем заявлении недостоверных сведений или данных не в полном объеме.

Необходимость передачи данных о расчетах в адрес налоговых органов в режиме on-line определяет необходимость для предпринимателей обеспечить стабильную работу сети Интернет, а также обязательное заключение договора с организацией, оказывающей услуги оператора фискальных данных. При этом добровольный порядок в части обязательного заключения договора с оператором фискальных данных и в части передачи данных в налоговые органы сохраняется на период с 15 июля 2016 года до 1 февраля 2017-го.

Контрольно-кассовая техника, после ее регистрации в налоговом органе, применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) – за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет.

Новый закон о ККТ – новые проблемы предпринимателей

Итак, с точки зрения государства, в результате применения Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ожидается легализация розничной торговли и сферы услуг, а, соответственно, – увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисков. 

Что же касается предпринимателей, то они от нового закона не в восторге. Общее мнение выразила Юлия Чарноцкая – юрист-эксперт Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга:

– Авторы законодательной инициативы заявили весьма позитивные цели разработки законопроекта: снижение административной и финансовой нагрузки на налогоплательщиков за счет упрощения процедуры регистрации ККМ, исключения необоснованных проверок с выходом на место установки контрольно-кассовой техники, снижения издержек, связанных с ее использованием, сокращения теневого оборота наличных денежных средств, повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг.

Однако, что на самом деле, помимо ужесточения кассовой дисциплины, ожидает предпринимателей после вступления в силу названного закона?

Прежде всего, это, конечно, замена контрольно-кассового оборудования, что повлечет за собой дополнительные финансовые вложения. Для вендинговой торговли вопрос оборудования торговых автоматов новым ККТ стоит особенно остро.

Организации, а также индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, и индивидуальные предприниматели, пользующиеся ПСН, больше не освобождаются от применения контрольно-кассовой техники (отмечу, что законом предусмотрен перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых возможно освобождение от применения ККТ).

Необходимость передачи данных о расчетах в адрес налоговых органов в режиме on-line обязывает предпринимателей обеспечивать стабильную работу сети Интернет, а также обязательное заключение договора с организацией, оказывающей услуги оператора фискальных данных.

Помимо прочего, закон предусматривает:

  • формирование кассового чека не только в бумажном, но и в электронном видах (с 1 января 2018 года – только в электронном виде: за исключением предусмотренных законом случаев);
  • определение автоматизированных систем, осуществляющих формирование бланков строгой отчетности по принципу ККТ;
  • возможность при осуществлении расчетов в сети Интернет направлять покупателю кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронном виде, а по требованию покупателя – в бумажном виде;
  • предприниматель также должен предусмотреть статью расходов на техническое обслуживание ККТ.

Отдельное внимание следует обратить на расширение законом возможностей и полномочий налоговых органов при осуществлении контрольных мероприятий, а также на внесенные изменения в Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации, которые предусматривают повышение штрафных санкций за нарушение законодательства о применении ККТ.

За неприменение контрольно-кассовой техники предусмотрена ответственность по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

  1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, –

– влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

  1. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях –

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 10 000 рублей; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 000 рублей.

  1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более, –

– влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечание

Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения вступит в силу 1 февраля 2017 года.

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения –

– влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов либо представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –

– влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении ККТ, –

– влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 2 000 рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей.

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или в обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, –

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 500 000 до 1 млн рублей.

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных –

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных –

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей.

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока –

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока –

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники –

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких ККТ и (или) фискального накопителя в Реестр контрольно-кассовой техники и (или) Реестр фискального накопителя –

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей ККТ и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения –

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 500 000 до 1 млн рублей.

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ –

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Примечание

Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи – если соблюдены в совокупности следующие условия:

– на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

– представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Подведем итоги

Как показала практика, уже сегодня у предпринимателей возникает много вопросов, связанных с применением Федерального закона от 03.07.206 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с чем организуются разъяснительные семинары и конференции с участием специалистов ФНС России.    

Источник: ФНС РФ

Как отметил руководитель ФНС Михаил Мишустин на совещании, состоявшемся 23 ноября 2016 года, в котором приняли участие производители ККТ, экспертные организации, а также операторы фискальных данных, совместно с администрациями субъектов Российской Федерации проводится активная информационно-разъяснительная работа. Так, организованы более 4 000 семинаров, почти 2 млн налогоплательщиков в индивидуальном порядке проинформированы о переходе на новый порядок. На сайте ФНС России запущен функционал кабинета ККТ, а также доступны реестры on-line-касс, фискальных накопителей, экспертных организаций и список операторов фискальных данных. 

На совещании также было отмечено, что сейчас более 1 000 касс передают информацию о сделках в налоговые органы в режиме on-line. С 1 февраля 2017 года начнется первый этап перехода на новый порядок передачи информации о расчетах, и зарегистрировать кассу по старым правилам не получится. В этой связи актуальным становится вопрос обеспечения рынка современными on-line-кассами.

– Необходимо как можно скорее обеспечить рынок контрольно-кассовой техникой, чтобы бизнес не испытывал проблем с переходом на новый порядок, – заявил Михаил Мишустин.

Он подчеркнул, что в налоговых органах зарегистрированы более 2,4 млн единиц кассовой техники, закрепленной за 1,3 млн пользователей, а значит, до 1 июля 2017 года необходимо обеспечить их техникой. Руководитель ФНС России обратил внимание на тот факт, что производители уже заявили более 40 моделей ККТ, что позволяет предположить дальнейшее снижение цены на онлайн-кассы. Сейчас средняя цена на комплекты доработок составляет от 3 000 до 6 000 рублей; на новые бюджетные кассы она варьируется от 10 000 до 18 000 рублей

По итогам совещания принято решение проводить регулярные встречи на площадке ФНС России для оперативного рассмотрения возникающих вопросов, а также активизировать информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками.

Полезная информация

На сайте ФНС РФ создан сервис «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники»: https://www.nalog.ru/rn78/taxation/reference_work/newkkt/

Получить необходимую информацию о новом порядке применения контрольно-кассовой техники налогоплательщики могут у:

  • Главного государственного налогового инспектора Черепова Вячеслава Александровича по тел.: +7 (812) 740-40-53;
  • Главного государственного налогового инспектора Соловьёвой Ирины Анатольевны по тел.: +7 (812) 740-40-53;
  • Главного государственного налогового инспектора Жуланова Аскара Максутовича по тел.: +7 (812) 740-42-05.