Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

ОРВ: Минэкономразвития разъясняет

15.08.2013
ОРВ: Минэкономразвития разъясняет

В соответствии с федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 176-ФЗ, процедуре оценки регулирующего воздействия подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие предпринимательскую и инвестиционную деятельность.

Основные задачи и функции органа, уполномоченного за проведение оценки регулирующего воздействия?

В соответствии с пунктом 15 приказа Минэкономразвития России от 25 сентября 2012 г. № 623 на уполномоченный орган по оценке регулирующего воздействия возлагаются следующие функции:

  • разработка порядка и процедур проведения процедуры оценки регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации;
  • нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение процедуры оценки регулирующего воздействия;
  • контроль качества исполнения процедур и подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия регулирующими органами субъекта Российской Федерации, включая контроль качества проведения публичных консультаций;
  • оценка фактического воздействия существующего государственного регулирования;
  • подготовка периодического доклада о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации.

Какая схема проведения оценки регулирующего воздействия существует?

Существует 3 схемы организации проведения ОРВ в субъектах Российской Федерации: централизованная, децентрализованная, смешанная.

Централизованная модель. Модель в рамках которой назначается орган исполнительной власти (или администрация главы субъекта РФ либо аппарат правительства субъекта РФ), ответственный за подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия в отношении определенных нормативных правовых актов в установленных сферах. Разработчики (регуляторы) направляют ему проекты регулирования с сопроводительной документацией, на основе которой он проводит оценку. Орган, уполномоченный на проведение оценки регулирующего воздействия, при получении на рассмотрение проекта нормативного правового акта или его концепции определяет, требуется ли проводить в отношении него оценку регулирующего воздействия, и при положительном решении проводит предварительную и, при необходимости, углубленную оценку, организуя публичные консультации с представителями затрагиваемых проектом нормативного правового акта участников отношений. Экспертиза качества ОРВ при этом может осуществляться на независимой основе.

Децентрализованная модель. Модель оценки регулирующего воздействия, реализуемая в настоящее время на федеральном уровне (применяется большинством зарубежных стран и на уровне ЕС). Ответственность за подготовку проекта заключения об ОРВ возложена на органы, которые непосредственно осуществляют разработку проекта нормативного правового акта (органы–регуляторы или органы–разработчики).

Одновременно назначается орган власти (исполнительной власти или администрация главы субъекта РФ либо правительство субъекта РФ), ответственный за контроль качества заключения об оценке регулирующего воздействия, соблюдения установленных процедур в рамках проведения ОРВ, достоверности используемых данных, корректности расчетов и т.п.

ОРВ проводит орган–разработчик проекта нормативного правового акта и/или его концепции. По итогам проведения оценки орган–разработчик направляет проект нормативного правового акта вместе с подготовленным заключением об ОРВ в уполномоченный орган власти, который рассматривает проект нормативного правового акта и подготовленное разработчиком заключение и принимает решение о согласовании заключения или необходимости проведения дополнительного анализа проекта акта или неправильно осуществленных процедур. В случае проведения углубленной оценки, орган–разработчик проводит публичные консультации по требующим дополнительной проработки вопросам. При этом уполномоченный орган вправе провести публичные консультации для отдельных «резонансных» актов.

Организационно-методическое обеспечение процесса оценки регулирующего воздействия возложено на уполномоченный орган, однако усовершенствованием и (или) детализацией предлагаемых подходов для целей проведения конкретных исследований может заниматься и каждый из органов–разработчиков, а также специально создаваемые советы (рабочие группы) по вопросам ОРВ.

В такой модели для обеспечения эффективного проведения публичных консультаций особое внимание следует уделить созданию единого информационного ресурса региона в сети «Интернет», посвященном ОРВ.

Смешанная модель. Данная модель может быть реализована в нескольких вариантах:

Вариант 1. В рамках данного варианта смешанной модели орган–разработчик проводит предварительную оценку регулирующего воздействия, т.е. оценивает с привлечением заинтересованных сторон наличие и действительный масштаб проблемы, потребность сферы в нормативно-правовом регулировании, вырабатывает наиболее приемлемый вариант решения проблемы и разрабатывает проект нормативного правового акта, учитывающего результаты предварительной оценки. Указанный проект акта направляется специальному уполномоченному органу, который проводит оценку регулирующего воздействия по стандартной процедуре.

К данному варианту можно отнести модель региональной ОРВ, при которой орган–разработчик на этапе подготовке проекта акта готовит подробную пояснительную записку (форма которой строго регламентирована), структурно и содержательно напоминающую результаты ОРВ.

Вариант 2. Этот вариант смешанной модели предполагает, что ответственность за подготовку проекта заключения об оценке регулирующего воздействия возложена на орган–разработчик проекта нормативного правового акта. Однако, в случае необходимости проведения углубленной оценки, публичные консультации по требующим дополнительной проработки вопросам проводит уполномоченный орган, осуществляющий контроль качества ОРВ, и формирует альтернативную позицию.

Вариант 3. В рамках данного варианта смешанной модели помимо органа–разработчика и уполномоченного органа важная роль отведена координационному (совещательному) органу по ОРВ. Данный орган может быть образован при уполномоченном органе. В состав органа входят главным образом как представители экспертного сообщества.

Координационному (совещательному) органу по ОРВ может принимать решения о:

  • целесообразности предложенного регулирования и необходимости разработки проекта нормативного правового акта;
  • одобрении проекта нормативного правового акта и его направлении на согласование в установленном порядке, либо мотивированном отклонении проекта нормативного правового акта, необходимости его доработки;
  • необходимости детальной оценки регулирующего воздействия и формировании рабочей группы, срока проведения публичных консультаций и др.

Как определить сферу применения оценки регулирующего воздействия? На какие проекты нормативных правовых актов должна распространятся процедура?

В соответствии федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 176-ФЗ, процедуре оценки регулирующего воздействия подлежат нормативные правовые акты затрагивающие предпринимательскую и инвестиционную деятельность.

Субъекты Российской Федерации в праве самостоятельно уточнить сферу применения оценки регулирующего воздействия.

Наиболее распространенные сферы применения(по итогам мониторинга внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия на региональном уровне):

  • организация и осуществления государственного контроля (надзора);
  • предоставление мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности, а также установление дополнительных обязанностей субъектов предпринимательской деятельности;
  • установление требований для допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Как подготовить качественное заключение об оценке регулирующего воздействия?

Следует отметить, что оценка выгод и издержек является наиболее важной составляющей оценки регулирующего воздействия, которая позволяет качественно и количественно оценить последствия введения вводимого регулирования. Принципы и содержание расчета выгод и издержек подробно изложены в приказе Минэкономразвития России от 25 сентября 2012 г. № 623.

Однако, конкретный формат заключения может меняться, но в той или иной форме в нем должны быть ответы на следующие вопросы:

1. Описание проблемы

На решение какой проблемы направлено регулирование?

Каковы риски, связанные с текущей ситуацией?

Что произойдет, если никаких действий не будет предпринято?

На какие группы оказывается воздействие?

2. Цели регулирования

Каковы основные цели регулирования, как они связаны с имеющимися проблемами?

Существует ли какое-нибудь регулирование в данной сфере? Если оно неэффективно, то почему?

3. Возможные варианты достижения поставленных целей

Какие инструменты могут быть использованы для достижения поставленной цели?

4. Выгоды и издержки использования каждого варианта

На какие социальные группы, экономические сектора или регионы будет оказано воздействие? Каково ожидаемое негативное и позитивное воздействие каждой из опций?

Качественное описание соответствующего воздействия и, если возможно, его количественная оценка.

Период воздействия (кратко-, средне- или долгосрочный)

Каковы результаты, риски и ограничения использования каждой опции?

5. Консультации

С какими заинтересованными сторонами были проведены консультации?

Каковы результаты консультаций?

6. Рекомендуемый вариант

Каков окончательный выбор среди возможных вариантов?

Почему не выбран менее масштабный по вмешательству вариант?

Каковы необходимые организационные и иные меры, позволяющие максимизировать позитивные и минимизировать негативные последствия применения соответствующей опции?

7. Реализация выбранного варианта и последующий мониторинг

Каким образом будет осуществляться практическое применение выбранного варианта? Какие органы и организации ответственны за его реализацию?

Как будет осуществляться мониторинг его применения?

Каким образом будет осуществляться последующая оценка его эффективности?

Какой статус должен быть у заключения об оценки регулирующего воздействия?

Статус заключения об оценке регулирующего воздействия определяется субъектом Российской Федерации, при утверждении Положения и Порядка проведения оценки регулирующего воздействия.

На федеральном уровне, при наличии разногласий по проекту нормативного правового акта, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, предусмотренной пунктом 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 № 1009 федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку проекта нормативного правового акта, обеспечивает обсуждение указанного проекта и выявленных разногласий с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия федеральные органы исполнительной власти оформляют протоколы согласительных совещаний, которые подписываются соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия.

Как определить сроки проведения оценки регулирующего воздействия?

Сроки проведения оценки регулирующего воздействия целесообразно выбрать исходя из временных рамок всей процедуры: от обсуждения уведомления о разработке нормативного правового акта, включая обсудение проекта нормативного правового акта и заканчивая подготовкой заключения об оценке регулирующего воздействия, учитывая фактор качественного и содержательного отклика от бизнес и научно-экспертных организаций.

Как вовлечь широкий круг бизнес-сообществ, научных и экспертных организаций в процесс нормотворчества и получить содержательный отклик при проведении оценки регулирующего воздействия?

Существует несколько способов привлечения широкого круга бизнес-сообществ, научных и экспертных организаций:

  • заключение соглашения о взаимодействии;
  • организация мероприятий направленных на повышение заинтересованности;
  • формирование базы экспертов в зависимости от той или иной отрасли.

Вместе с тем, целесообразно уведомлять о разработке нормативного правового акта не только крупные бизнес-сообщества, но и субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предусмотрена ли унифицированная форма отчета о внедрении оценки регулирующего воздействия, предоставляемого в Минэкономразвития России? Какая периодичность предоставления?

Согласно приказу Минэкономразвития России от 25 сентября 2012 г. № 623 Уполномоченным органом ежегодно, не позднее 15 февраля года, существующего за отчетным, готовится доклад о развитии и результатах процедуры ОРВ в субъекте Российской Федерации (рекомендуемая структура доклада приведена в приложении № 3 методических рекомендаций) и предоставляется в Минэкономразвития России.

Какие информационные ресурсы целесообразно использовать при проведении оценки регулирующего воздействия? Предусмотрено ли создание регионального портала по аналогии с действующим на федеральном уровне – regulation.gov.ru?

При проведении оценки регулирующего воздействия целесообразно использовать сайты (порталы) Правительства/ Администрации субъекта Российской Федерации. В месте с тем, на сайте Минэкономразвития России создан раздел «оценка регулирующего воздействия/ОРВ в субъектах РФ», как информационный ресурс для размещения новостного блока и блока «Материалы».

По аналоги с созданным на федеральном уровне Единым порталом regulation.gov.ru, в сентябре – октябре будут завершены работы направленные на функционирование регионального портала.

Региональный портал это:

  • свободный и удобный доступ участников обсуждения к информации о региональных проектах нормативных правовых актов;
  • единый порядок и регламент проведения публичных консультаций;
  • обеспечение размещения проектов нормативных правовых актов на всех стадиях процедуры оценки регулирующего воздействия;
  • доступ к аналитическим и новостным материалам, к досье с материалами уже проведенных консультаций в отраслевом разрезе.

Нормативно – правовая база:

На федеральном уровне:

  1. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1009 (ред. от 27.03.2013) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2013).
  2. Постановление Правительства РФ от 01 июня 2004 № 260 (ред. от 10.06.2013) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2013).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты».
  4. Приказ Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. № 290 «Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия».

На региональном уровне:

  1. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».
  2. Приказ Минэкономразвития России от 25 сентября 2012 г. № 623 «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации».

Источник: Минэкономразвития РФ.

Обсудить тему на форуме Совета

Подписаться на рассылку Совета

Все новости

Важные новости