Необходимо законодательно вводить понятие "ремесленничество", чтобы ремесленная деятельность была легитимизирована
13 сентября 2012 года в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) состоялось итоговое заседание рабочей группы по дорожной карте "Создание национальной системы компетенций и квалификаций" (НСКК).
В заседании принимали участие сотрудники Минобрнауки России, Минтруда и социальной защиты России и Минэкономразвития России, а также представители профсоюзов.
Задачей заседания было итоговое формулирование позиции рабочей группы после всех согласований, которые дорожная карта прошла в министерствах и ведомствах (в первом круге согласований участвовало 21 ведомство, во втором – 8). Эта позиция будет представлена вместе с дорожной картой и таблицей разногласий с министерствами и ведомствами на наблюдательный совет Агентства.
Руководитель рабочей группы по созданию национальной системы компетенций и квалификаций Алексей Репик заявил, что, несмотря на сложность дорожной карты, и по содержанию, и по реализации, уже видны результаты.
«Практика показывает, что совершенно недостаточно интегрировать позицию бизнеса и экспертного сообщества в регламентирующий документ, поскольку правоприменительная практика зачастую существенно отличается от того, что мы вместе закладываем, как цель деятельности.
Агентство стратегических инициатив существенно больше задействовано в мониторинге реализации текущих дорожных карт, чем даже собственно в продвижении дальнейших инициатив, и надо сказать, что процесс этот не всегда простой и далеко не всегда объективно успешный.
В то же время, наш продукт – это компромиссная позиция экспертного и бизнес-сообщества, и за каждым из пунктов дорожной карты стоит совершенно конкретное желание изменить ситуацию в стране к лучшему».
По итогам рассмотрения рабочей группой разногласий с министерствами и ведомствами по дорожной карте были сформированы следующие позиции.
- Обязательное выделение ремесленников, как отдельной группы предпринимателей с целью легализации самозанятого населения. Необходимо законодательно вводить понятие «ремесленничество», чтобы ремесленная деятельность была легитимизирована. При определении понятия необходимо опираться на существующий международный опыт выделения ремесленников в отдельный вид деятельности, а также региональные практики поддержки ремесленничества.
- Обратить внимание на пункт дорожной карты, предусматривающий международную миграцию и привлечение в страну высококвалифицированных специалистов с международного рынка труда. Этот пункт демонстрирует открытость российских рынков труда, повышая инвестиционную привлекательность России и регионов.
- Разработать законодательные изменения в области регулирования дистанционной занятости в России с учётом изменений трудового и гражданского права в области удалённой работы через интернет.
- Рассмотреть возможность создания единого национального фонда, координирующего и регулирующего работу профессиональных сообществ на территории России. Предложить заинтересованным участникам рабочей группы представить конкретные модели фонда. Настаивать на обязательном выделении в рамках бюджетов государственных программ не менее 4%-х бюджета на подготовку кадров по примеру государственных программ развитых стран.
- Согласно запросу от государства и бизнеса, обратить особое внимание на минимизацию разрыва между предложением и спросом на рынке труда. В настоящее время не существует ведомства, которое бы отвечало за проблему прогнозирования требуемого количества необходимых компетенций и планирования образовательных услуг. Кроме того, существующие подходы к прогнозированию потребности экономики в квалифицированных кадрах нуждаются в модернизации. Нынешний подход формирования контрольных цифр приема на бюджетные места, исходя из опроса работодателей, не работает так, как хотел бы бизнес. Важно иметь прогноз рынка труда в компетенциях и квалификациях на 5-10 лет вперед, переходить на форсайт-технологии.
- Необходимо выделить родителей, как целевую аудиторию профориентационных программ, так как именно они в большей степени определяют, куда идут учиться дети. В связи с этим необходимо разработать концепцию развития профессиональной ориентации и управления профессиональным ростом в Российской Федерации для родителей. И поднимать вопрос о профориентации на уровень Правительства Российской Федерации.
В части финансирования дорожной карты избегать создания мероприятий, требующих дополнительного финансирования, но при этом включать в дорожную карту мероприятия, которые могут быть профинансированы из схожих действующих и уже профинансированных государственных программ, а также обратиться с просьбой к Минэкономразвития России состыковать мероприятия по НСКК с возможностями бюджета.
Источник: АСИ.
Обсудить тему на форуме Совета
Подписаться на рассылку Совета
Все новости