Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Потенциал и риски от новой системы госзакупок

30.09.2013
Потенциал и риски от новой системы госзакупок

Апробация новой контрактной системы, которая придет на смену 94-ФЗ о госзакупках, показала, что в ней есть положения, требующие доработки. Некоторые выявленные недостатки будут устранены в процессе реализации, сказал министр Михаил Абызов на круглом столе "Контрактная система: повышение эффективности госзакупок и развитие общественного контроля", организованном в Сочи под эгидой Отрытого правительства.

Необходимость кардинальной модернизации сферы госзаказа давно назрела, и в апреле 2013 года в долгой истории принятия закона о контрактной системе была поставлена точка. С 1 января 2014 года в силу вступает федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Единый порядок закупок будет действовать и на региональном, и на муниципальном уровнях. Сейчас система регулируется федеральным законом № 94-ФЗ. Одна из главных задач новой системы – борьба с коррупцией, говорил ранее глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

С марта 2013 года Экспертный совет при Правительстве проводит пилотный проект по апробации закона о контрактной системе. «Пилотами» выступили госкорпорация «Росатом» и ряд российских регионов: Калужская, Вологодская, Новосибирская области, Татарстан, Башкирия и Красноярскй край. Госзакупки там уже производятся с учетом положений нового закона о контрактной системе.

5 сентября под председательством Дмитрия Медведева было проведено совещание. По его итогам премьер поручил Экспертному совету обеспечить методологическое сопровождение закона о контрактной системе. Одновременно с методологией экспертам предстоит провести информационное сопровождение закона на первом этапе после его вступления в силу в 2014–2015 годах.

В обществе высоко ожидание от новой системы госзакупок, и она может ответить на это положительно, считает первый проректор ВШЭ Александр Шамрин. Но также мы видим много рисков перехода к новому закону, наличие проблем при такой масштабной реформе неизбежно», – заявил он.

Один из результатов апробации закона состоит в том, что участники закупок расценивают его как усложнение закупочной деятельности. Кроме того, отсутствует квалифицированный персонал, пока нет эффективного контроля, сказал Шамрин. Существует проблема в принятии нормативно-правовых актов. «Необходимо принять пакет подзаконных актов не позднее 1 декабря 2013 года, чтобы у регионов было время подготовиться к заказам на муниципальном уровне», – отметил эксперт.

Не должно быть такого, что мы в январе в связи с непринятием правительственного акта не сможем приобрести, например, лекарственные препараты. Правительство за этим строго следит», – заявил министр Абызов.

Замминистра Минэкономразвития Алексей Лихачев особо отметил, что дискуссия, посвященная госзакупкам, на различных площадках проходила в очень жестком формате. «Были разные упреки: в желании развалить или лично погреть руки. Нас подержал премьер-министр, благодаря этому все запустилось», – подчеркнул чиновник.

По мнению представителя Минэкономразвития, необходимы повышение ответственности заказчика за результат, открытость системы на всех этапах планирования, максимальное привлечение общества на разных уровнях, подготовка соответствующих кадров. «В обсуждении этой темы, в принятии решений заметную роль должны сыграть субъекты РФ. Наша задача – предусмотреть, чтобы мы страховали все периоды», – сказал Алексей Лихачев.

Директор Центра антикоррупционных исследований Transparency International Russia Елена Панфилова заострила внимание на общественном контроле. Чтобы стимулировать организации и граждан вести общественный контроль, необходимо предложить разные варианты. «Когда есть большое меню, это создает заинтересованность, она повышается без всяких затрат. Мы должны предложить варианты декларирования интересов в рамках законодательства», – отметила Панфилова. Необходимо увольнять чиновников, которые не сообщают о конфликте интересов, и расширять количество тех организаций, которые могут проводить антикоррупционную экспертизу, считает эксперт.

Кроме того, новое законодательство, в частности, предусматривает дисквалификацию недобросовестных участников на уровне учредителя, напомнил Михаил Абызов о еще одном инструменте контроля. Но при оценке результатов госзакупок важно определить и параметры эффективности госрасходов, указал он. По словам министра, необходимым остается грамотное распределение полномочий между профильными органами власти. А в декабре будет проведено итоговое заседание, чтобы определить, в какой степени готовности находятся регионы для применения закона.

Источник: Открытое Правительство.

Обсудить тему на форуме Совета

Подписаться на рассылку Совета

Все новости

Важные новости