Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Для России нехватка кадров нужной квалификации – главный ограничитель развития компаний

09.10.2013
Для России нехватка кадров нужной квалификации – главный ограничитель развития компаний

Структурные сдвиги в экономике, существенное ускорение темпов роста производительности труда, создание новых рабочих мест и их обновление на фоне демографических ограничений и членства Российской Федерации в ВТО требуют более совершенной государственной политики, направленной на повышение качества и эффективности использования трудовых ресурсов.

Переход к инновационной экономике – это путь интенсивного развития, что потребует изменения сложившейся структуры занятости, перераспределения работников по секторам экономики, расширения сферы услуг, развития инновационных направлений деятельности и возникновения новых направлений занятости.

В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, необходимы создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) к 2020 году.

Вновь созданные и модернизированные рабочие места будут иметь более высокую производительность труда, а работники на этих рабочих местах будут получать более высокую заработную плату.

Резервом для обеспечения развивающейся экономики необходимыми трудовыми ресурсами будет являться возможность использования высвобождаемой излишней рабочей силы в условиях роста производительности труда и оптимизации численности работников организаций.

Следует подчеркнуть, что создание ВПРМ неизбежно повлечет за собой сокращение занятости. Так в период 2013-2030 гг. наибольшее снижение численности занятых работников будет происходить в отраслях реального сектора экономики (сельском хозяйстве, промышленных видах деятельности, строительстве, на транспорте и в связи) - на 24%. При этом часть высвобожденных работников из промышленных производственных секторов найдет работу в сфере услуг и торговле. Численность занятых в этих сферах к 2030 году вырастет на 11 %.

Несмотря на общее снижение занятости, наибольший прирост ВПРМ произойдет в промышленных отраслях экономики, где будет дополнительно создано более 2 млн. ВПРМ, а общая обеспеченность ВПРМ в этом виде деятельности увеличится с 32% от всех рабочих мест до56%. Более чем на 1 млн. вырастет количество ВПРМ в здравоохранении, торговле и предоставлении социальных услуг. Значительно возрастет доля ВПРМ в секторе услуг - с 2-6% до 15-25% .

Инновационное развитие экономики выдвинуло на первый план проблему ее кадрового обеспечения, без решения которой невозможна реализация основной задачи.

По оценке бизнес-сообществ, для России нехватка кадров нужной квалификации – главный ограничитель для текущей и перспективной деятельности компаний, а также для реализации инновационных проектов.

Наибольший дефицит в кадрах компании отмечают по двум профессиональным группам: специалисты высшей квалификации и квалифицированные рабочие.

На регулируемом сегменте рынка труда число вакантных рабочих мест по инженерно-техническим профессиям, заявленных работодателями в службу занятости в 2013 году по сравнению с 2011 годом, выросло более чем в 1,5 раза (с 30,2 тыс. единиц до 45,4 тыс. единиц). При этом, более 70% вакантных рабочих мест, заявляемых работодателями, предназначены для замещения квалифицированных рабочих технических профессий.

Справка. В настоящее время в органах службы занятости сформирован с учетом изменяющихся требований рынка труда перечень из 500 основных профессий, специальностей, видов занятий, по которым отмечается устойчивый спрос на работников. Это работники в различных видах экономической деятельности: инженеры-технологи, инженеры КИП, техники – технологи, техник службы эксплуатации и ремонта оборудования, наладчики станков с ПУ, аппаратчики станков с ЧПУ, наладчики машин и оборудования, инженеры в области безопасных тепловых установок, специалисты по обслуживанию электрооборудования и т.д.

Несбалансированность рынка труда - результат несбалансированности системы профессиональной подготовки кадров и динамично развивающейся экономики, когда структура спроса на образовательные услуги и получаемая квалификация не вполне соответствуют современным технологиям.

Справка. В ряде международных рейтингов Россия занимает не лучшие позиции по показателям конкурентоспособности, связанным с эффективностью рынка труда, причем по сравнению с прошлым годом показатели несколько ухудшились. Например, по уровню «утечки мозгов» в Global Competitiveness Index 2012-2013 Всемирного экономического форума Россия заняла 98 место, по уровню сотрудничества в отношениях «работник-работодатель» - 125 место.

Отсюда вытекают основные задачи, решения которых обусловливает возможности ускоренного инновационного развития экономики:

  • подбор и подготовка кадров, чьи знания, умения и компетенции, т.е. уровень профессиональной квалификации наиболее точно соответствует требованиям производства;
  • создание конструктивных механизмов взаимодействия сферы труда и сферы образования, повышающих эффективность и снижающих издержки (временные, финансовые, человеческие) процесса подготовки, включая этап профориентации, и использования профессиональных кадров.

Система новых требований к знаниям и навыкам работников, изменение потребности рынка труда в работниках определенных профессий и специальностей требует создания современной системы профориентации молодежи, ориентированной на структуру экономики с учетом прогноза количественных и качественных характеристик создаваемых новых высокопроизводительных рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности.

В этой плоскости стоит задача совмещения разработки прогноза баланса трудовых ресурсов и прогноза структуры создания и ликвидации рабочих мест.

Такая работа уже ведется. Начиная с 2012 года, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется реализация Комплекса мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений общего образования на 2012- 2015 годы.

Решение вопросов реализации мероприятий, связанных с профессиональной ориентацией учащихся образовательных учреждений общего образования и ищущих работу подростков, осуществляется, как правило, в тесном взаимодействии органов управления в сфере образования, органов службы занятости, органов местного самоуправления, образовательных организаций и работодателей. В отдельных субъектах Российской Федерации в целях объединения и координации совместных действий по проведению профориентационной работы созданы межведомственные комиссии по профориентации.

Минтрудом России совместно с Минобрнауки России создан межведомственный координационный совет по профессиональной ориентации молодежи, в состав которого вошли представители Минтруда России, Минобрнауки России, Минрегиона России, Минэкономразвития России, Росмолодежи, Общественной палаты Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также представители общественных, в том числе молодежных, и научных организаций. Основными задачами координационного совета являются подготовка предложений по развитию системы профессиональной ориентации и занятости молодежи.

В целях следует продолжить работу по разработке и внедрению профессиональных стандартов, которые устанавливают требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, необходимым для выполнения профессиональных обязанностей, что является одним из элементов системы, позволяющей создать устойчивое и эффективное взаимодействие рынка труда и сферы образования, а также обеспечить разработку и внедрение новых образовательных программ, отвечающих современным вызовам и требованиям профессиональных стандартов.

Основными «поставщиками» квалифицированных и высококвалифицированных кадров для заполнения высокопроизводительных рабочих мест является система базового профессионального образования, а также внутрифирменное обучение персонала. Кроме того, система профессионального обучения и переобучения безработных граждан является важным элементом подготовки квалифицированных кадров.

Однако реалии сегодняшнего дня таковы, что существующая система профессионального образования не в полной мере адаптирована к меняющимся потребностям экономики, вследствие чего, определенное количество выпускников организаций профессионального образования не трудоустраивается по полученной профессии.

Ежегодно органами службы занятости на профессиональное обучение, в том числе по инженерно-техническим профессиям (специальностям), направляется более 350 тыс. безработных граждан, в том числе порядка 140 тыс. безработных граждан - молодежь в возрасте до 29 лет.

Одним из эффективных механизмов трудоустройства молодых специалистов является организация стажировок для студентов и выпускников непосредственно на рабочих местах.

В 2009–2013 годах прошли стажировку более 230 тыс. выпускников образовательных организаций. Уровень последующего трудоустройства выпускников на постоянной основе после завершения стажировки составляет более 70%.

Вцеля развития кадрового потенциала следует содействовать развитию внутрифирменного обучения, которое является составной часть непрерывного профессионального образования.

Однако действующая система внутрифирменного обучения охватывает в основном крупные организации. При этом количество предприятий, имеющих программу профессионального развития кадров, как показывает практика, остается незначительным.

В этой связи особую актуальность приобретает развитие государственно-частного партнерства в системе повышения квалификации и внутрифирменной подготовки персонала, в рамках которого необходимо обеспечить, в том числе совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам развития системы повышения квалификации; расширение спектра образовательных программ дополнительного профессионального образования по направлениям, востребованным на рынке труда; создание ресурсных центров для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для наукоемких и высокотехнологичных производств.

Современная социально-экономическая ситуация требует продолжения реализации мер, содействующих развитию экономики, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда, стабильной занятости, безопасности рабочих мест.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года цели и приоритеты государственной политики в области социального и экономического развития предусматривают обеспечение устойчивого экономического роста, формирование конкурентоспособной и эффективной экономику, что предопределяют объективные предпосылки совершенствования сложившихся трудовых отношений.

Одним из путей совершенствования трудовых отношений является развитие социального партнерства. Социальное партнерство является эффективным механизмом рыночной экономики, которое успешно развивается в условиях экономической заинтересованности в социальном диалоге представителей работодателей и представителей работников.

В настоящее время в Российской Федерации при активном участии государства создана система социального партнерства, сформированы его основные институты и нормативно-правовая база, позволяющие вести диалог по достижению оптимального баланса интересов работников, работодателей и общества в целом.

На федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в рамках которой осуществляются наиболее значимые мероприятия, предусмотренные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы, в том числе по созданию условий для поддержания устойчивого развития экономики, обеспечению социальной стабильности и социальной защиты населения.

Как показывает практика работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, учет мнения сторон социального партнерства, согласованная работа Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов приводит к реальным положительным результатам и способствует более стабильным отношениям в обществе.

Вместе с тем развитие экономики на современном этапе выдвигает новые требования к социальному партнерству, предусматривающие создание новых механизмов для согласования интересов сторон трудовых отношений, основанных на видении результатов от совместной деятельности, понимании и развитии культуры партнерства, взаимном доверии.

В рамках социального диалога следует учитывать приоритеты работодателей по повышению уровня конкурентоспособности на основе роста производительности труда, а также интересы представителей работников по созданию достойных условий труда работников. Добиваться реализации, принятых сторонами обязательств по осуществлению мероприятий, способствующих сбалансированному росту заработной платы и производительности труда.

Социальными партнерами проводится работа по внедрению в практику лучших международных стандартов в сфере трудовых отношений, модернизации сферы охраны труда, повышения гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности.

Источник: Минтруд РФ.

Обсудить тему на форуме Совета

Подписаться на рассылку Совета
Все новости

Важные новости