Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Банковское сопровождение — вариант контроля "миллиардных закупок"

27.03.2014
Банковское сопровождение — вариант контроля "миллиардных закупок"

Банки предлагают открывать для госзаказчиков доступ к платежам подрядчиков и субподрядчиков в рамках банковского сопровождения государственных контрактов. Соответствующее предложение было выдвинуто Банком Москвы в рамках прошедшего в Высшей школе экономики совещания рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по госзакупкам и госинвестициям.

Рабочая группа участвовала в разработке закона о контрактной системе, который вступил в силу 1 января 2014 года, а также занимается методологическим и информационным сопровождением правоприменения закона на первом этапе. Соответствующее поручение экспертам давал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Банковское сопровождение могло бы быть предложено только для контрактов стоимостью свыше 1 млрд рублей.

Если выделять особо крупные закупки прошлого года (стоимостью свыше миллиарда рублей) — суммарный объем таких закупок составляет 800 млрд рублей. От общего объема госзаказа это примерно 17%, — пояснил вице-президент Банка Москвы Максим Кокорин. — И обратите внимание, что заказчиков у нас больше, чем компаний-победителей торгов: 238 тысяч против 145 тысяч».

Идея о введении банковского сопровождения крупных госконтрактов должна быть проанализирована на предмет того, не станет ли она обременением для госзаказчиков. Сейчас закупки стоимостью свыше 1 млрд рублей подвергаются обязательному общественному обсуждению, эта система работает в пилотном режиме. По мнению членов Экспертного совета, она требует донастройки.

К крупным закупкам сейчас привлечено повышенное внимание как органов власти, так и экспертов и общественников. Недавно мы анализировали практику размещения такого заказа. С введением общественного обсуждения нарушений стало в два раза меньше, но они остались. Возможно, банковское сопровождение станет инструментом контроля именно исполнения заказа — именно эта стадия пока не охвачена общественным контролем, что неоднократно отмечали эксперты», — сказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

По его словам, в любом случае инициатива требует детального изучения, каковому подверглась и инициатива банковского сопровождения подрядов на строительство ЦКАД.

Такая практика консультаций с рынком в рамках Открытого правительства внедряется впервые. С госзакупками нужно сделать так же, чтобы не забюрократизировать и не сделать более дорогим процесс, особенно на стадии привыкания заказчиков к новому закону», — отметил министр.

Банковское сопровождение госзакупок предлагается проводить по следующей схеме: поставщики заводят обособленные банковские счета, на которых в ходе исполнения сопровождаемого контракта будут отображаться все денежные операции с субподрядчиками. В свою очередь госзаказчики смогут акцептовать проведение платежей по контракту и отслеживать подозрительные расходные операции.

Такое нововведение, по мнению авторов концепции, предоставит госзаказчику инструменты документального контроля целевого использования денежных средств и мониторинга исполнения контракта. В случае выявления нецелевого использования средств он может прекратить оплату, что крайне актуально в реалиях нового закона о контрактной системе, который возложил на чиновников ответственность за результаты исполнения госконтракта.

По словам вице-президента Банка Москвы Светланы Толкачевой, технически процедура будет выглядеть таким образом, что у заказчика появится возможность как акцептовать по счету каждый платеж в отдельности, так и завести в систему некий бюджет и реестр платежей, по которому система будет автоматически определять возможность выдачи конкретного платежа в рамках выделенного бюджета.

Что касается контроля, по мнению экспертов, финансовым контролером может выступить Казначейство, которое будет контролировать платежи как на индивидуальной основе или по реестру, так и по подрядчикам и субподрядчикам.

Не все эксперты рабочей группы согласились с предлагаемой моделью. Представитель Ассоциации российских банков Игорь Логинов высказал сомнения в необходимости банковского сопровождения госконтрактов.

Вот-вот заработает реестр банковских гарантий, и банковское сопровождение госконтрактов в части надзора утратит свою функцию. В таком случае, есть ли необходимость банковского сопровождения госконтрактов при наличии надлежащего обеспечения госконтрактов (реестра банковских гарантий)?» — отметил представитель АРБ.

В качестве недостатков банковского сопровождения контрактов представитель Ассоциации российских банков назвал неудобства, связанные с необходимостью открытия подрядчиками и субподрядчиками счетов в других банках, нарушение конкурентной среды, а также конфликт интересов банка-гаранта, банка-кредитора с банком, осуществляющим банковское сопровождение госконтрактов.

Заместитель министра финансов Алексей Лавров предложил рассматривать банковское сопровождение госконтрактов в двух вариантах: стандартный и расширенный. В первом варианте банк будет осуществлять только лишь мониторинг платежей. Во втором варианте помимо мониторинга платежей (эта функция инвариантна для двух этих подходов) банк будет брать на себя дополнительные функции по проектному управлению, контролю соблюдения качества, соблюдению натуральных показателей того или иного проекта и так далее.

В свою очередь заместитель президента ВТБ Михаил Осеевский выделил в качестве приоритетной цели банковского сопровождения контрактов повышение прозрачности финансовых потоков.

Банк никогда не проконтролирует, и это не его функция, по какой цене покупалась гравийно-песчаная смесь, — отметил Михаил Осеевский. — Банки могут сказать когда, куда и в каком объеме отправились деньги. Но за содержание должны отвечать заказчик и подрядчик на основании соответствующих договоров, базирующихся на законе о контрактной системе».

Председатель Госкомзаказа Башкирии Сергей Новиков рассказал о неудавшемся опыте проведения пилотных торгов, в условиях которых было установлено требование по банковскому сопровождению контракта — проведение кредитной организацией мониторинга платежных операций через единый банковский счет для всех уровней исполнителей заказа. Антимонопольный орган республики аннулировал торги, обосновав свою позицию тем, что для реализации банковского сопровождения необходимо размещение самостоятельного заказа и проведение отдельных конкурсных процедур по определению кредитной организации.

При этом данный вариант сопряжен как с дополнительными расходами бюджетных средств, так и с существенными затратами времени на проведение процедур торгов, сложностью процессов бюджетирования и планирования таких заказов», посетовал Сергей Новиков.

Данное предложение будет изучено на площадке по модернизации системы размещения крупных закупок. Создать такую площадку ранее предложил Михаил Абызов. По его словам, нужно максимально регламентировать процессы, чтобы возможности для нарушений и просто ошибок не осталось.

Нужно определить качество работы информационных ресурсов — выявить положительные и отрицательные факты, посмотреть, как работают интерактивные площадки и очные общественные слушания, а также то, где необходимо изменять нормативно-правовые акты», говорил министр.

Авторы инициативы о введении банковского сопровождения крупных закупок подготовили проект постановления Правительства, который направлен в Минфин России. В это же ведомство будут направлены все предложения, высказанные экспертами в ходе заседания рабочей группы. Соответственно, Минфин будет принимать решение, учитывать ли данные предложения экспертов в своей версии проекта постановления о порядке осуществления банковского сопровождения контрактов.

Источник: Открытое Правительство.

Все новости

Важные новости