Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Закупки — от апробации к эталонным практикам

02.07.2014
Закупки — от апробации к эталонным практикам

Экспертный совет при Правительстве рассматривает совершенствование системы госзаказа как повышение прозрачности и создание недискриминационного рынка как в системе государственных и муниципальных закупок, так и закупок компаний с госучастием, поэтому работа будет вестись по этим двум направлениям.

Так, до конца года совместно с экспертами будет подготовлен Стандарт закупочной деятельности госкомпаний, его реализация должна начаться 1 января 2015 года, сообщил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов 30 июня на собрании членов Национальной ассоциации институтов закупок. Механизмы повышения открытости закупок госкомпаний, которые осуществляются по 223-ФЗ, апробированы НАИЗ и «Росатомом», напомнил Михаил Абызов. Эти наработки использовались при подготовке программ сокращения расходов «Ростелекома», «Россетей», РЖД и других госкомпаний.

Надеюсь, до конца года мы сможем подготовить эталонный стандарт закупочной деятельности для компаний с госучастием. Это важная вещь, которую необходимо будет принимать на уровне корпоративных решений, закрепить соответствующим решением советом директоров. Реализация новых стандартов закупочной деятельности должна начаться с 1 января. Уже в основные параметры бизнес-планов компаний мы закладываем основные ожидания от эффекта, который они должны произвести в 2015 году», — сказал Михаил Абызов.

Последние существенные изменения в системе госзаказа произошли 1 января 2014 года, заработала контрактная система госзакупок (44-ФЗ). Действуют нормы, снижающие коррупционные риски, — речь идет о сокращении случаев закупок у единственного поставщика, предусмотрена «сквозная» открытость всего процесса госзакупок и общественный контроль за ними. Госзакупки федерального уровня стоимостью свыше 1 млрд рублей подлежат обязательному общественному обсуждению.

По поручению премьер-министра Дмитрия Медведева Экспертный совет участвовал в разработке и апробации закона еще до его вступления в силу (в 2013 году), а сейчас ведет информационное и методологическое сопровождение контрактной системы. Была создана рабочая группа по вопросам совершенствования госзакупок и госинвестиций. В планах — подготовка ежегодного Национального доклада в сфере госзакупок, на котором будет сконцентрировано внимание экспертов и общества. Собственные предложения по его подготовке может аккумулировать НАИЗ, высказал инициативу гендиректор НАИЗ Сергей Габестро.

Формат доклада сейчас обсуждаем: что должно быть в основных частях, какие показатели применять для того, чтобы давать оценку государству в формате ежегодной отчетности. Единых критериев качества госзакупок нет. Для кого-то важно качество [товаров и услуг], для кого-то — минимальная стоимость, долговечность. Мы хотим все это объединить в непротиворечивую систему, которой пока сегодня у нас на столе нет», — признал Михаил Абызов.

Ранее эксперты оценивали эффект от повышения прозрачности госзакупок, увеличения конкуренции, общественного контроля в 700 млрд рублей за первые три года. По данным Минэкономразвития, по итогам первого квартала действия контрактной системы экономия бюджетных средств составила 80 млрд рублей. При этом по сравнению с тем же периодом 2013 года объем госзаказа снизился всего на 0,5% — до 1,063 трлн рублей, отметил замдиректора Департамента развития контрактной системы МЭР Алексей Галкин. Доля электронных аукционов увеличилась на 40%.

В моем представлении мы находимся в части реализации контрактной системы на начальной стадии. Я был в ряде регионов (Ульяновская область, Уфа) — там до сих пор большие проблемы с внедрением контрактной системы, с персоналом, многие процедуры трудоемки и не автоматизированы», — отметил министр.

И эксперты, и представители органов власти сходятся во мнении, что одна из основных проблем госзаказа состоит в недостаточном уровне профессионализма — не только заказчиков, но и общественных контролеров.

Общественный контроль чаще всего с Навальным связывают, но это одна составляющая. В законе общественный контроль — это как предупреждение каких-то нарушений, так и содействие развитию и совершенствованию контрактной системы», — пояснил исполнительный директор ассоциации Георгий Сухадольский.

Для повышения квалификации общественных контролеров под эгидой Открытого правительства в ВШЭ запущена Школа общественного контролера. Поддержать экспертов, с тем чтобы они активно обучали общественных контролеров, готов и Росфиннадзор.

Людям, которые хотят заняться повышением своей квалификацией, не к чему обратиться… С точки зрения базового образования, в области закупок такого фактически не существует», — посетовал заместитель руководителя Росфиннадзора Денис Брыль.

В свою очередь, НАИЗ создала и апробировала «тренажер» по контрактной системе для заказчиков.

Основная проблема — профессионализация. Необходимо быстро изучать те изменения, которые происходят. Мы выйдем с инициативой и на Правительство, и на ФОИВ, чтобы распространить этот "тренажер"… У каждого, наверняка, в своем опыте есть правильные практики. Мы готовы это все собирать, систематизировать и предлагать тому же рынку использовать позитивные практики», — сказал Сергей Габестро.

Контрактная система постоянно совершенствуется, в том числе с учетом замечаний Экспертного совета, деловых ассоциаций, научных учреждений.

По итогам нашей работы с вами, с экспертами, "Деловой Россией" в регионах получали очень много замечаний и предложений, которые надо поправить в федеральном законе 140-ФЗ от 6 июня», — сказал Алексей Галкин.

В последующие два года контрактную систему ждет ряд значительных нововведений. В 2016 году сайт госзакупок заменит единая информационная система (ЕИС). Сейчас в Правительстве находятся предложения по распределению полномочий, они должны быть утверждены до конца лета. Предполагается, что Минэкономразвития будет выступать в роли архитектора системы закупок, Казначейство возьмет на себя функцию оператора ЕИС, сказал глава Казначейства Роман Артюхин. По его словам, сейчас на официальном сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru зарегистрировано 240 тысяч организаций-заказчиков, размещено 300 тысяч извещений на 600 млрд рублей. На построение новой информационной системы нужно 3–4 года, признают в Минэкономразвития.

В 2014 году предстоит принятие закона об электронных процедурах; деофшоризация закупок (соответствующие предложения подготовилоМинэкономразвития); урегулирование вопросов образования в сфере закупок и привлечения экспертов; формирование каталога товаров, работ, услуг; формирование библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов.По словам Алексея Галкина, в 2015 году в контрактной системе должно появиться планирование (уже на 2016 год), формирование всеми заказчиками отчетов о закупках у малого и среднего бизнеса и некоммерческих организаций, отбор новых электронных площадок.

По словам Михаила Абызова, в Национальном докладе о госзакупках эксперты также представят Правительству рекомендации по основным направлениям контрактной системы, требующим доработки. 

Все новости

Важные новости