Эльгиз Качаев провел заседание рабочей группы "Совершенствование таможенного администрирования, поддержка экспорта"
Участие в мероприятии приняли представители органов исполнительной власти, члены рабочей группы, руководители производственных предприятий, таможни и морского порта "Большой порт Санкт-Петербург".
В числе рассматриваемых вопросов были планы рабочей группы на 2015 год; меры, направленные на улучшение показателей рейтинга Всемирного банка по условиям ведения бизнеса по индикатору «Международная торговля» для Санкт-Петербурга; тарифы морского порта «Большой портСанкт-Петербург»; региональные проблемы экспорта высокотехнологического оборудования и экспорт термоэлектрического оборудования.
Председатель Комитета Эльгиз Качаев сообщил, что в 2014 году был опубликован очередной рейтинг Всемирного банка «Ведение бизнеса», который в рамках своего исследования проверяет 189 стран мира. Россия в целом по рейтингу заняла 62 место, однако, по показателю «Международная торговля» - 155 место. Особенностью рейтинга было включение в расчет вторых крупнейших городов в экономиках с численностью населения более 100 миллионов человек, то есть Санкт-Петербург стал полноценным участником проводимого рейтинга. Учитывая задачу, поставленную правительством Российской Федерации в дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования» по вхождению в 20-ку ведущих стран по данному показателю, необходимо принимать все возможные меры по снижению стоимости, количества документов и сроков при осуществлении экспортно-импортной деятельности.
На долю морского порта «Большой порт «Санкт-Петербург» приходится более 10% грузооборота всех портов Российской Федерации, Санкт-Петербург конкурирует с ведущими портами Балтийского моря по привлечению грузопотоков. В настоящее время большинство полномочий по регулированию деятельности в «Большом порту Санкт-Петербург» лежит на федеральных органах власти (Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Министерство транспорта и другие). Однако, учитывая сложившуюся геополитическую ситуацию необходимо оказывать возможную региональную поддержку петербургским экспортерам и импортерам, обеспечивая конкурентные экономические условия ведения деятельности.
- Поддержка может быть выражена в непосредственном мониторинге ситуации в порту, выявлении случаев нарушений действующего законодательства с обращениями в уполномоченные ведомства, и главное, лоббировании участия Санкт-Петербурга как приоритетного региона при реализации федеральных дорожных карт и инициатив наряду с особыми зонами (Дальневосточный федеральный округ, Крым), - подчеркнул Качаев.
В своем докладе заместитель директора Центра развития и поддержки предпринимательства Николай Яковлев отметил, что согласно рейтингу результаты по отдельным показателям имеют значительный разброс: из всех критериев, по которым оцениваются экономики, в России лучше всего обстоят дела с регистрацией собственности, исполнением контрактов и регистрацией предприятий. А самые невысокие результаты были связаны с подключением к электросетям, получением разрешений на строительство и международной торговлей. Так, по показателю «Международная торговля» Российская Федерация заняла 155 место.
Для улучшения показателей индикатора «Международная торговля» для Санкт-Петербурга участниками рабочей группы разработан ряд мер, которые направлены на изменение текущей ситуации на рынке грузовых морских перевозок.
По мнению членов группы, необходимо перевести услуги стивидорных компаний и агентов транспортных компаний (морских линий) в рубли. Для примера, в общей совокупности роста курса доллара и повышения тарифов на ноябрь 2014 года (по сравнению с январем 2010) стоимость услуг по перевалке грузов в российских рублях увеличилась на 146%.
Принятие данной меры, прежде всего, положительно скажется на привлекательности морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» по сравнению с портами Балтии, предоставит возможность перехода остальных участников ВЭД на сделки в рублевой валюте и снизит отпускные цены для внутреннего рынка.
Второй мерой, направленной на оптимизацию транспортных потоков, сокращение накладных расходов импортеров, увеличение объемов товарооборота и уменьшение общего времени проведения таможенных операций, является организация выпуска в свободное обращение товаров при условии их предварительного декларирования до завершения выгрузки судна в морском порту «Большой портСанкт-Петербург». Отработка и внедрение указанной технологии, по оценкам импортеровСанкт-Петербурга, позволит сократить время нахождения товаров в порту Санкт-Петербурга более чем в два раза, существенно сократив тем самым издержки по таможенному оформлению товаров и сделав наш порт более привлекательным для конечных потребителей.
Кроме того, участники совещания предложили исключить участие агентов морских линий в заключении договоров между стивидорной и экспедиторской компаниями. Высокие тарифы на услуги стивидоров с наценкой перевыставляются агентами морских линий на экспедиторские компании и, в конечном итоге, ложатся на плечи импортера. Так, дополнительные издержки по посредничеству морских агентов составляют от 20 до 150 $ за операцию с одним контейнером в порту. В связи с этим, необходимо предоставить возможность экспедиторским компаниям напрямую заключать договора со стивидорными компаниями. Это позволит уменьшить расходы участникам ВЭД и в дальнейшем снизить себестоимость на товары.
По мнению участников совещания, если данные изменения будут приняты, это повысит позициюСанкт-Петербурга в рейтинге Всемирного банка по показателю «Международная торговля».
Все новости