Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Олег Фомичев: В законопроект мы старались встроить реально прозрачную систему контрольно-надзорной деятельности

19.10.2015
Олег Фомичев: В законопроект мы старались встроить реально прозрачную систему контрольно-надзорной деятельности

16 октября 2015 года статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев принял участие в парламентских слушаниях на тему «Проблемы законодательного регулирования государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

«Законопроект «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» должен задать единые правовые рамка контроля и надзора для всех сфер бизнеса», - сказал замминистра экономического развития.

«В проекты ФЗ мы старались встроить реально прозрачную систему контрольно-надзорной деятельности, которая с одной стороны, регламентировала бы деятельность самих контролеров в отношении всех форм и методов контроля, установленных законодательством, чтобы не было серых зон, и с точки зрения защиты прав предпринимателей», - подчеркнул он.

Одним из ключевых блоков также является система оценки результативности органов контроля и надзора. Сейчас она ориентирована на показатели выявленного количества нарушений, начисленных штрафов и т.д. «Мы предлагаем в этой части перейти на реальную оценку результативности связанную с конечными общественно важными результатам осуществления этой контрольно-надзорной деятельности, - обратил внимание он. Такими показателями должно быть состояние различных сфер жизни общества, регулируемых обязательными требованиями, соблюдение которых обеспечивается органами контроля и надзора».

Олег Фомичев отметил, что в предлагаемом законопроекте, Минэкономразвития не пытается ввести ничего радикально нового. Но после принятия документа должны вступить в силу новые или приведены в соответствии действующие положения о видах контроля и надзора, а также административные регламенты их осуществления.

По его словам, первый федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) был принят четырнадцать лет назад в 2001 году. В этом документе закреплены принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). «Плановые мероприятия по контролю могли проводиться ранее не чаще, чем раз в два года, - отметил замминистра. - Для субъектов малого предпринимательства первое плановое мероприятие по контролю могло состояться не ранее, чем через три года после государственной регистрации». Он подчеркнул, что тогда это был важный новаторский закон, создающий правовую основу для защиты интересов бизнеса, который действительно помог снизить административное давление на бизнес. Затем давление снова возросло и в 2008 году был принят ныне действующий в 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». «Все знают его основные новеллы: уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, порядок назначения и проведения проверок, как единственных, известных закону, мероприятий по контролю, - отметил статс-секретарь. - Появились ежегодные графики проведения плановых проверок, а в систему организации контрольно-надзорной деятельности были включены органы прокуратуры». По его словам, с 2008 года изменения в №294-ФЗ были внесены 48 раз.

Всего на 8 федеральных органов исполнительной власти приходится более 90% всех проверок. В отношении именно этих органов и именно этих видов контроля установлено большее число особенностей либо большее число исключений из 294-ФЗ. «Это значит, что 90% всех проверок полностью или частично выведено из под закона о проверках», - отметил представитель Минэкономразвития РФ.

По словам Олега Фомичева, зная о проведении плановой проверки руководители организаций уходят в отпуск или приостанавливают свою деятельность. И в этом случае контролеры не имеют возможности провести плановую проверку, и проверка фактически переносится на следующий год.

За последние три года статистика показывает устойчивую тенденцию к снижению общего количества проверок. В 2012 г. проведено 2,9 млн. проверок, в 2013 г. – 2,6 млн. проверок, в прошлом 2014 г. – менее 2,4 млн. проверок. Количество проверок неуклонно снижается, и это может быть вызвано двумя факторами, либо применение 294-ФЗ дает положительный эффект, либо сокращение численности контролеров ведет к снижению числа проверок. Замминистра обратил внимание, что оба этих положения имеют право на существование, но представители бизнеса не подтверждают снижение числа проверок, а напротив, говорят о постоянно растущем административном давлении. Он подчеркнул, что слова расходятся со статистикой, и это говорит о том, что основные контрольно-надзорные мероприятия проводятся не в соответствии с законными основаниями и проходят не в виде проверок, а в виде иных форм предусмотренных отраслевым законодательством.

По словам Фомичева, необходимы практические меры по реализации уже действующих норм о контроле и надзоре.

«Серьезным шагом вперед стало введение института оценки регулирующего воздействия, которая служит фильтром для вновь принимаемых обязательных требований», - подчеркнул заместитель Министра, заметив, что все эти меры важны и их принятие является хорошим результатом, но недостаточным. Объем правовой базы и обязательных требований растет ежегодно в геометрической прогрессии.

«Мы в Минэкономразвития считаем, что необходима масштабная программа пересмотра обязательных требований», - подчеркнул он.

«В частности, предлагаем сбалансированный подход – признавать роль СРО, обсуждать тему контрольно-надзорной деятельности при введении обязательных СРО, - обратил внимание Олег Фомичев. - Практика показывает, что готовности снизить государственное воздействие, контроль для членов СРО, не ощущается».

Ряд шагов по изменению действующих правовых подходов уже проделан на основании данных в последние годы поручений Президента РФ. В числе таких шагов: ведение Единого реестра проверок, надзорных каникул, переход на применение риск-ориентированного подхода, снижение административной нагрузки на малый бизнес в 2016-2017-2018 гг. путем проведения надзорных каникул. А также внедрение риск-ориентированного подхода. Мировой опыт использования модели управления рисками свидетельствует, что ее применение позволяет сократить общее количество проверок от 30% до десятков раз, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок. При этом обеспечивается сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.

Источник: Минэкономразвития РФ.

Все новости

Важные новости