Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Капитал из экспорта станет импортом?

05.04.2012
Капитал из экспорта станет импортом?

Власть обещает предпринимать активные действия по улучшению инвестиционного климата, чтобы сделать Россию страной, ориентированной на несырьевой экспорт и импорт капитала. Иначе «сползания на периферию мирового развития» нам не избежать. Однако взаимное недоверие государства и общества не позволяет одномоментно либерализовать экономическую систему. Что ждет участников экономических отношений в условиях такой «вилки», обсуждали на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам экономики и общества в Высшей школе экономики.


Нефть себя исчерпала


Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина открыла конференцию со слов о том, что экономика РФ исчерпала возможность роста за счет наращивания добычи и экспорта углеводородов. Этому способствуют как микро- так и макроэкономические факторы: добыча нефти в РФ в ближайшие 20 лет увеличиваться не будет, цены на нефть будут находиться на уровне 2011 года – 90-110$ за баррель, меняется структура рынка газа, что возможно, приведет к снижению цен на него.


Если доля сырьевого комплекса в структуре российской экономики не изменится, а инвестиционный и предпринимательский климат останутся на прежнем уровне, темпы роста экономики снизятся до 2-3% в год, предполагает МЭР. Собственно, эта оценка близка к прогнозам международных экономических организаций в отношении долгосрочного роста России. На смену нефтеэкспортной зависимости должен прийти экспорт продуктов глубокой переработки сырья (металлов, дерева). А импортировать государство намерено капитал, который сегодня демонстрирует позорное бегство из страны. Владимир Путин в одной из своих предвыборных статей поставил задачу вывести Россию со 120 места по инвестиционной привлекательности на 20.


С амбициозным оптимизмом


Минэконом рассчитывает, что несырьевой экспорт должен вырасти в 2,5 раза к 2020 году и в 7,5 раз до 2030 года. Его доля в структуре экспорта увеличится с 18% в 2011 году до 29% в 2020.


Однако переход к инновационной инвестиционно- и предпринимательски ориентированной экономике может занять 6-10 лет. «Нам предстоят серьезные структурные и институциональные преобразования. Их макроэкономический эффект становится весомым на рубеже 2018-2020 годов. Например, если с 2010 до 2015 года доля инновационного сектора в ВВП повышается с 11 до 12-13%, то к 2020 году возможен скачок до 16%. Именно к этому сроку мы ожидаем обновления кадрового состава в корпорациях, образовательных и научных учреждениях», - говорит Набиуллина.


Презумпция недоверия


Тем временем позитивным изменениям в инвестиционном климате со всеми вытекающими последствиями препятствует фактор взаимного недоверия между государством и бизнесом, считает помощник президента Аркадий Дворкович. Сегодня государство ориентировано на презумпцию недобросовестности предпринимателя. Выходит, именно поэтому к бизнес-сообществу предъявляются высокие требования и создаются такие «антиклиматические» условия. По мнению помощника президента, если бы уровень доверия государства был выше, то и оценка рисков существенно бы изменилась, а предпринимателям удалось бы избежать массы проблем. Высокие издержки на таможне, непосильное налоговое бремя и пр. могли бы быть и не такими непосильными. «В налоговой сфере мы давно пошли бы на снижение, понимая, что при этом вырастет собираемость налогов», - объясняется Дворкович.


Предпринимательское сообщество (как и общество в целом) в ответ демонстрирует недоверие государству, что власть в полной мере ощутила с конца прошлого года. По мнению Аркадия Дворковича, реакция общества на любые предложения и реформы «сверху» всегда одинакова: апатия (поговорили, и все останется, как есть) и агрессия (полное непринятие предложений).


Играть по-честному?


Такое взаимное недоверие стало прямым следствием несовершенного законодательства, уверен Дворкович. Нынешнее законодательство «позволяет делать все, что угодно». Отсутствие четкого регламента действий в каждом сегменте экономики приводит к тому, что создает широкий простор для деятельности, в том числе и произвола госмашины. Субъекты экономических отношений трактуют экономическое законодательство с точки зрения «все, что не запрещено, то разрешено», уверен помощник президента. Подобная неопределенность и свобода действий создают условия для сохранения и развития системной коррупции.


Таким образом, несовершенством законодательства можно объяснить все: от коррумпированности госчиновников до неблагоприятного инвестклимата в целом. Однако, как отметил один из участников конференции, возможно причину недоверия стоит искать не в законодательстве. Что если недоверие общества и в частности бизнеса – это реакция на нечестную игру?


Чтобы доверие возникло, государству необходимо стать более открытым, понятным и честным по отношению к обществу и субъектам экономических отношений. Но главное, должен быть достигнут неформальный консенсус внутри властных структур: готовы ли они играть по-честному? В таком случае можно рассчитывать на создание более совершенного законодательства, ставшим логичным воплощением этой идеи.



Источник: ОПОРА-Кредит


Обсудить тему на форуме Совета

Подписаться на рассылку новостей Совета

Все новости

Важные новости