Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Эксперты обсудили опыт МЧС по совершенствованию контроля и надзора

28.04.2016
Эксперты обсудили опыт МЧС по совершенствованию контроля и надзора

МЧС является одним из передовых ведомств в части реформирования контрольно-надзорной деятельности и перехода на риск-ориентированную модель проверок. 

Этот опыт необходимо распространять на другие ведомства, а для более эффективного совершенствования контроля и надзора внутри структуры самого МЧС предложено заключить рамочное соглашение с участием деловых объединений, экспертов и общественности.

Внедрение нового подхода в организации контрольно-надзорной деятельности МЧС обсуждалось 27 апреля в формате Открытого правительства с участием главы ведомства Владимира Пучкова, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, представителей региональных подразделений МЧС, экспертного и делового сообщества.

Внедрение современной модели надзорной деятельности является одним из приоритетных направлений в работе министерства, подчеркнул глава МЧС.

Сегодня МЧС России взаимодействует с Открытым правительством, внедряет новые современные подходы в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения. И важнейший подход, который мы организуем, — это реализация нового, современного формата защиты жизни и здоровья людей. Введены и неукоснительно выполняются требования по надзорным каникулам до конца 2017 года; внедряется модель риск-ориентированного метода проведения проверок исходя из класса опасности объектов. Мы планируем в 2016 году в два раза сократить количество проверяемых объектов», — сказал Владимир Пучков.

Два года назад МЧС первым из министерств и ведомств приняло план оптимизации контрольно-надзорной деятельности и решило сократить контрольно-надзорные мероприятия в отношении малого и среднего бизнеса и ввести надзорные каникулы. Благодаря внедрению в пилотном режиме риск-ориентированного подхода МЧС удалось сократить число плановых проверок со 173 тысяч до 130 тысяч в год.

Мы внимательно отслеживали вместе с Владимиром Андреевичем и его коллегами динамику ситуации по реализованным рискам и соответствующим происшествиям по каждому из региональных управлений МЧС. За последние два года мы убедились в том, что снижение проверочного давления не привело к повышению рисков в сфере безопасности предприятий малого и среднего бизнеса», — отметил Михаил Абызов.

Он также отметил, что представленный МЧС план-график реализации «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016–2017 годы, которую Правительство утвердило 1 апреля, оказался наиболее качественным и детальным.

Михаил Абызов также отметил позитивный опыт МЧС по реализации формулы «проверка как подарок», когда при первом нарушении к предпринимателю не применяются драконовские меры, а проводится профилактическая работа по устранению нарушений.

Надо отметить, что МЧС здесь тоже является одним из лидеров и пилотных ведомств, которые внедряют систему, в основе которой идут модели, когда оценка качества работы надзорных органов строится не на количестве проверок и суммах штрафов, а на качестве профилактики. Это по сути дела персональная ответственность за профилактику и предупреждение соответствующих рисков. Считаю, что этот подход принципиально важен как для полномочий МЧС, так и для масштабирования в Правительстве РФ и внедрения в деятельность других министерств и ведомств», — сказал Михаил Абызов.

В МЧС создаётся новая система отчётности и оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, подтвердил директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС Сергей Кадалов.

Мы сегодня можем сказать, что мы ушли от "палочной" системы и оцениваем деятельность своих инспекторов не по количеству, а по качеству проведённых мероприятий. В основу критериев у нас входит профилактика нарушений в сфере безопасности. У нас наблюдается устойчивая позитивная динамика: за 5 лет число пожаров снизилось на 13%, а число погибших в них людей — на 20%», — сказал он.

Для перераспределения усилий, направленных на профилактическую работу, по его словам, было принято решение с 1 января 2017 года включить территориальные подразделения ведомства в состав казённых учреждений, которые находятся на территории сельских районов.

При переходе на риск-ориентированный контроль самое главное, по мнению участников слушаний, — чётко выработать критерии отнесения объектов к той или иной категории риска, а также уточнить понятие «внеплановая проверка». Это позволит, в том числе, избежать появления коррупциогенной составляющей при перемещении того или иного поднадзорного объекта из одной категории риска в другую.

Нужен сбалансированный подход, чтобы ведомство не пользовалось риск-ориентированным подходом в своих интересах, загоняя всех в высокую категорию риска и устанавливая тем самым возможность более частых проверок», — подчеркнул директор Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев.

Систему категорирования контроля и надзора необходимо унифицировать, согласен Михаил Абызов. Он намерен обратиться к коллегам из Минэкономразвития и Экспертного совета при Правительстве с просьбой ещё раз вернуться к этому вопросу. Кроме того, министр отметил необходимость приведения к единому знаменателю принципов реализации «дорожной карты» по совершенствованию контроля и надзора контрольно-надзорными органами и Генеральной прокуратурой, которая выступает в роли «надзора за надзорами».

Представители деловых объединений уже ощутили ослабление административной нагрузки со стороны МЧС и отмечают, что с ведомством удалось наладить конструктивное взаимодействие.

Мы чувствуем снижение давления со стороны МЧС. Мы чувствуем стратегию во всей этой работе по снижению давления и контрольно-надзорного напряжения у малых предпринимателей. Сначала был сделан технический регламент. 25 тысяч требований были сведены в один документ — этого не сделало ни одно ведомство. Отдельно нужно отметить работу по профилактике: чиновник — не страж порядка, который только наказывает, а консультант», — отметила вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

В то же время она высказала ряд предложений по дальнейшему совершенствованию контрольно-надзорной деятельности ведомства. В частности, по её словам, нужно подумать о правилах применения норм и требований, упростить включение объектов в категории риска, не подпадающие под проверки, а также закрепить правило, что если нарушение не связано с потерей человеческой жизни, то проверка не может приводить к банкротству предприятия.

Существенная часть предложений РСПП, которые были представлены в ежегодном докладе о контрольно-надзорной деятельности, были включены в план работы МЧС, отметил член правления РСПП Андрей Варичев.

Управляющий делами ТПП Владимир Быков, в свою очередь, сообщил, что уже готово к подписанию соглашение о сотрудничестве между ТПП и МЧС, в котором большое внимание уделено внедрению риск-ориентированного подхода. Михаил Абызов в связи с этим высказался за подписание единого соглашения со всеми крупнейшими российскими бизнес-объединениями.

Я предлагаю подумать над форматом не единого рамочного соглашения между МЧС и отдельными предпринимательскими объединениями, а общего соглашения между МЧС, всеми нашими бизнес-объединениями, включая "Деловую Россию", "Опору России", ТПП и РСПП, с подключением уполномоченного по делам предпринимателей, представителей Экспертного совета при Правительстве РФ. И в рамках этого общего соглашения определить следующее: нам надо иметь единую информационную базу сопровождения реформы государственного контроля и надзора в рамках полномочий МЧС, единый информационный ресурс, где бы члены каждой из бизнес-ассоциаций смогли бы обратиться с жалобой, обратиться в конфликтную комиссию, ознакомиться на этом ресурсе с изменениями, которые проходят», — пояснил Михаил Абызов.

В рамках этого соглашения, по его мнению, можно было бы обеспечить единый режим мониторинга достижения показателей эффективности и результативности деятельности территориальных органов, а также создать единую конфликтную комиссию. Жалобы будут поступать, уверен Михаил Абызов, но надо правильно к ним относиться, систематизировать, выявлять типовые. К участию в этой работе министр предложил подключить и общественный совет при МЧС, который, по его словам, является активнейшей площадкой при реализации всех изменений в МЧС.

Источник: Открытое Правительство. 

Все новости

Важные новости